Любовь к авиации
Авиационная неделя воспринималась петербуржцами как главное событие 1910 года
Рассказывает Лев Лурье

В 1910 году после полета авиатор Попов сказал: "Наверху прекрасно, нет ветра. Только Петербург оттуда кажется исключительно грязным..."


Ипподром в Коломягах
И для света и для полусвета и для широкой публики главное событие лета, начиная с 1910 года - Авиационная неделя. История ее такова. Великий князь Александр Михайлович проводил зиму 1908 года в Биарице. 'Те же развлечения, те же лица, те же безумства, за которыми следуют обычные угрызения совести'. И вдруг известие: француз Блерио перелетел через Ла-Манш. Александр Михайлович решает бросить безумства в Биарице и заняться созданием  русской военной авиации. Государь поддерживает его патриотический порыв. В 1909 году в Гатчине открывается авиационное отделение офицерской воздухоплавательной школы. К этому времени у нашего потенциального противника Германии 110 дипломированных военных пилотов, у России - один. Для популяризации авиации было решено весной 1910 года провести в Петербурге первую авиационную неделю. 
Собственно, агитировать петербуржцев было нечего. Авиация сверхмодна. В Петербурге выходят аж тринадцать воздухоплавательных журналов. Еще 1 ноября 1909 года на ипподроме в Коломягах состоялся полет французского летчика Гюйо на моноплане Блерио. 'Петербургская газета': 'Небывалое еще в Петербурге зрелище человека в воздухе наподобие птицы, изящно и легко парящего над землей, и передвигающегося по заранее выбранному направлению, вызвало взрыв восторга у многотысячной толпы. Несколько грациозных  движении вниз и вверх рулем, и Гюйо утверждается на высоте в 12 или 15 метров. Под гром аплодисментов и восторженные крики публики авиатор быстро летит мимо трибуны. После приземления Гюйо согласился описать в воздухе еще один круг на bis'.
Появилась песня, исполнявшаяся на мотив романса "Гай-да, тройка" со словами: "Взвейся выше, понесись, авиатор, не робей. Коли свалишься с биплана, не сберешь своих костей". На открытие недели огромная толпа двинулась к Коломяжскому ипподрому. Люди шли пешком, ехали на извозчиках, и таксомоторах, авто, трамваях, плыли на пароходах. Трибуны заполнены до отказа. На лучших, пятирублевых, местах весь городской бомонд до великих князей  включительно. Безбилетники облепили окрестные деревья так, что казалось: ипподром окружен огромным черным забором. Для развлечения публики играли два военных оркестра. Новое слово - ангар (невеждам объясняют - сарай для самолета). Священник совершает  у ангаров молебен. В 12 часов 15 минут открылась "Неделя авиации на большой приз города Петербурга за совокупность полетов в течение всей недели". В соревнованиях участвовали пять летчиков и одна летчица француженка баронесса Де ла Рош. Россию представлял Николаи Попов на  аэроплане американской фирмы "Райт". Он участник англо-бурской войны на стороне буров, военный корреспондент на русско-японской, бретер.
Абсолютное лидерство в первые два дня захватил бельгиец Христиане на биплане "Фарман".  "Райт" Попова в первый день не мог взлететь, во второй он уступил лидеру по всем показателям. Триумфом русского летчика стал 3-ий день соревнований. Попов долетел от аэродрома до Троицкого моста и благополучно вернулся обратно. Его тут же окружили великие князья, министры: военный - Сухомлинов и двора Фредерике. Газетам Попов сказал: "Наверху прекрасно, нет ветра. Только Петербург кажется оттуда исключительно грязным".
На следующий день русский летчик взлетел со второй попытки. "Все с волнением следили за Поповым, всем хотелось увидеть его торжество, всем от министра до официанта ресторана. И в  этом было что-то в высшей степени симпатичное и трогательное". 
Попов не обманул надежд публики. Он продержался и воздухе 2 часа 7 минут, недотянув всего десяти минут до мирового рекорда продолжительности полета, установленного Гилбертом Райтом. И хотя на следующий день самолет Попова окончательно сломался, его выступление воспринимали как триумф. Попов получил наибольшее количество призов. В денежном выражении это вылилось в значительную сумму - 9800 рублей и серебряная братина за 500. Кроме того, прямо на трибунах болельщики Попова собрали на покупку нового аэроплана для летчика две тысячи рублей. Наконец, 1 июня, после показательных полетов, в присутствии императора, Попов был награжден именными золотыми часами, крышку которых украшал бриллиантовый двуглавый орел.
А на следующий день погиб крестьянин Василий Евстафьев, бывший на ипподроме каждый день. После неудач Попова он очень плохо спал, и бредил всю ночь, когда же узнал, что все обошлось, то сел на подоконник, и попытался объяснить родным, как летают люди-птицы. Неожиданно вскочил на подоконник, и, махая руками как крыльями, он выскочил из окна. Несчастный разбился насмерть...

Возврат на страницу разделов...

© All rights reserved by the Pulse Saint-Petersburg. Web design by Krolik Krolikov.